Как поменять тормозные колодки на калине

Не скрипи, «Калина»!

как поменять тормозные колодки на калине

8 апреля 2011 года

Многие владельцы Kalina, столкнувшись с непомерным скрипом заводских колодок, решаются на их замену чуть ли не сразу после покупки машины. Сама по себе операция не очень сложная. С ней справится любой автолюбитель, если будет неукоснительно следовать рекомендациям нашего механика.

Лучше ставить колодки Ferodo, Finwhale, Lucas, ATE. Стоимость комплекта передних колодок — 450–700 руб., задних — 600–1100 руб.Лучше ставить колодки Ferodo, Finwhale, Lucas, ATE. Стоимость комплекта передних колодок — 450–700 руб., задних — 600–1100 руб.

Замена передних тормозных колодок

Снимаем переднее колесо. Пассатижами отгибаем края стопорной пластины болта крепления цилиндра к нижнему направляющему пальцу суппорта.Снимаем переднее колесо. Пассатижами отгибаем края стопорной пластины болта крепления цилиндра к нижнему направляющему пальцу суппорта.Накидным ключом «на 13» отворачиваем болт, удерживая направляющий палец ключом «на 17».Накидным ключом «на 13» отворачиваем болт, удерживая направляющий палец ключом «на 17».

Вынимаем болт со стопорной пластиной.Вынимаем болт со стопорной пластиной.Подняв скобувынимаем тормозные колодки из их  направляющей. Очищаем от грязи и коррозии посадочные места колодок в суппорте и  направляющей колодок. Перед установкой новых колодок необходимо максимально переместить поршень внутрь цилиндра. Выполнить эту операцию можно разными способами.вынимаем тормозные колодки из их  направляющей.

Очищаем от грязи и коррозии посадочные места колодок в суппорте и  направляющей колодок. Перед установкой новых колодок необходимо максимально переместить поршень внутрь цилиндра. Выполнить эту операцию можно разными способами.Раздвижными пассатижами утапливаем поршень в цилиндр. При другом способе устанавливаем на место внутреннюю колодку и опускаем скобу в рабочее положение.

Раздвижными пассатижами утапливаем поршень в цилиндр.

При другом способе устанавливаем на место внутреннюю колодку и опускаем скобу в рабочее положение.

Вставив через отверстие суппорта отвертку с широким лезвием или монтажную лопатку и опираясь ею о тормозной диск, сдвигаем скобу, утапливая поршень в цилиндрВставив через отверстие суппорта отвертку с широким лезвием или монтажную лопатку и опираясь ею о тормозной диск, сдвигаем скобу, утапливая поршень в цилиндр

После замены колодок несколько раз нажимаем педаль тормоза для установки зазоров между колодками и дисками. Проверяем уровень жидкости в бачке и при необходимости доводим его до нормы.

На заметку

На Lada Kalina передние тормоза — дисковые, задние — барабанные.

Тормозные колодки необходимо менять только комплектом — все четыре штуки на обоих передних колесах. То же относится к задней оси. Замена колодок только одного тормозного механизма может привести к уводу автомобиля в сторону при резком замедлении.

Перед началом работ проверьте уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов. Если он находится вблизи отметки «МАХ», то перед установкой новых колодок шприцем или резиновой грушей следует откачать из бачка часть жидкости, чтобы при утапливании поршней в рабочий цилиндр тормозного механизма она не вытекала из-под крышки бачка.

Замена задних тормозных колодок

Тормозной механизм заднего колесаТормозной механизм заднего колеса

Рычаг стояночного тормоза должен быть опущен до упора (автомобиль расторможен). Снимаем заднее колесо и надежно фиксируем автомобиль на опорной стойке заводского изготовления.

Накидным ключом (лучше шестигранной высокой головкой) «на 7» отворачиваем два направляющих штифта колеса.Накидным ключом (лучше шестигранной высокой головкой) «на 7» отворачиваем два направляющих штифта колеса.Снимаем тормозной барабан. Если барабан снять не удается, то, равномерно поворачивая его, молотком с пластмассовым наконечником (или обычным молотком через деревянный брусок) наносим удары по  торцу барабана.

Не нажимайте педаль тормоза после снятия барабана, т. к. поршни могут полностью выйти из цилиндра.Снимаем тормозной барабан. Если барабан снять не удается, то, равномерно поворачивая его, молотком с пластмассовым наконечником (или обычным молотком через деревянный брусок) наносим удары по  торцу барабана. Не нажимайте педаль тормоза после снятия барабана, т. к. поршни могут полностью выйти из цилиндра.

Поддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок верхней стяжной пружиныПоддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок верхней стяжной пружиныи снимаем пружину.Выводим верхние упоры колодок из  прорезей поршней цилиндра и вынимаем распорную планку.Выводим верхние упоры колодок из  прорезей поршней цилиндра и вынимаем распорную планку.

Поддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок нижней стяжной пружины и снимаем пружину.Поддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок нижней стяжной пружины и снимаем пружину.Отверткой выводим из зацепления с колодкой направляющую пружину. На автомобилях, оснащенных ABS, устанавливают задние тормозные колодки с прорезью для  датчика вращения колеса.Отверткой выводим из зацепления с колодкой направляющую пружину.

На автомобилях, оснащенных ABS, устанавливают задние тормозные колодки с прорезью для  датчика вращения колеса.Снимаем переднюю колодку. Отсоединив от задней колодки направляющую пружину, опускаем колодкуСнимаем переднюю колодку. Отсоединив от задней колодки направляющую пружину, опускаем колодкуи выводим рычаг ручного привода колодок из отверстия наконечника троса стояночного тормоза.

Распрямляем шплинти выводим рычаг ручного привода колодок из отверстия наконечника троса стояночного тормоза. Распрямляем шплинти вынимаем его из отверстия пальца рычага ручного привода стояночного тормоза. Снимаем с пальца шайбу.и вынимаем его из отверстия пальца рычага ручного привода стояночного тормоза. Снимаем с пальца шайбу.Снимаем рычаг и вынимаем палец.

Устанавливаем рычаг ручного привода колодок на новую колодку в обратной последовательности. Устанавливаем новые колодки в обратной последовательности. Для удобства сборки направляющей пружины с колодкой зацепляем за крючок пружины провод или шнур длиной примерно 0,5 мСнимаем рычаг и вынимаем палец. Устанавливаем рычаг ручного привода колодок на новую колодку в обратной последовательности. Устанавливаем новые колодки в обратной последовательности.

Для удобства сборки направляющей пружины с колодкой зацепляем за крючок пружины провод или шнур длиной примерно 0,5 мНатягивая пружину, вставляем ее  крючок в отверстие колодки и затем вытягиваем провод. Перед установкой барабана необходимо утопить поршни внутрь рабочего цилиндра. Для этогоНатягивая пружину, вставляем ее  крючок в отверстие колодки и затем вытягиваем провод.

Перед установкой барабана необходимо утопить поршни внутрь рабочего цилиндра. Для этогодвумя монтажными лопатками надавливаем на колодки, опираясь о буртик тормозного щита.двумя монтажными лопатками надавливаем на колодки, опираясь о буртик тормозного щита.

После монтажа барабана несколько раз нажимаем педаль тормоза для установки поршней в рабочее положение. Регулируем стояночный тормоз.

Не скрипи, «Калина»!Не скрипи, «Калина»!Не скрипи, «Калина»!Не скрипи, «Калина»!Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter Сергей Моисеев

Достоинства:

Надежный и неприхотливый автомобиль, запчасти дешевые и прост в обслуживании. Прошу заметить это все относительно.

Недостатки:

Недостатки писать не буду, так как для каждого владельца они свои. Смотря кто с чего пересел

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/304455-ne_skripi_kalina/

Замена передних тормозных колодок ЛАДА «Калина»

как поменять тормозные колодки на калине

Тормозные колодки, как и, например, шины автомобиля, изнашиваются во время езды и требуют периодической замены. Особенность тормозной системы машины в том, что нагрузка при торможении неравномерно распределяется на переднюю и заднюю ось. Передние колеса, а, соответственно, тормозные колодки, испытывают большую нагрузку, чем задние.

Значит, менять их также приходится намного чаще.
Замена передних тормозных колодок на “Калине” производится вдвое-втрое чаще, чем задних. Для этого можно обратиться к специалистам или же выполнить работу самостоятельно. В последнем случае необходимо иметь комплект стандартных инструментов и новые передние тормозные колодки.

Процедура замены передних колодок на “Калине”, оборудованной АБС и без нее, одинаковая.

Как часто надо менять передние колодки ЛАДА “Калина”

Даже при штатном режиме эксплуатации нельзя дать однозначный ответ сколько служат передние тормозные колодки “Калина”. Пробег, через который требуется их замена, колеблется от 10 до 60 тысяч километров. Кроме стиля езды и качества тормозных колодок, на срок службы влияет состояние таких деталей подвески и тормозной системы:

  • удерживающих скоб и пружин;
  • тормозных шлангов;
  • манжетов, уплотнителей и пыльников тормозных цилиндров;
  • тормозных дисков;регулировочных тяг;
  • деталей крепления тормозных колодок.

По мере эксплуатации эти элементы изнашиваются, неисправности в них накапливаются и становятся причиной неравномерного или ускоренного износа накладок тормозных колодок.

Срок службы колодок сокращают химические реагенты, которыми зимой посыпают улицы, предотвращая образование наледи. Поэтому даже конструктор “Калины” не сможет назвать точный пробег, через который понадобится замена колодок.

Необходимость замены определяется по другому критерию — толщине фрикционных накладок. Если они тоньше полутора миллиметров, колодки подлежат замене.

Как выбрать передние тормозные колодки ЛАДА “Калина”

Передние колодки “Калина” состоят из двух компонентов: стальной пластины и наклеенной на нее фрикционной накладки. Качество фрикционного материала определяет основные параметры колодок — износостойкость, жесткость, коэффициент трения. По этим параметрам хороши оригинальные колодки, рекомендуемые производителем.

Дополнительное достоинство этих колодок в отсутствии во фрикционном материале асбеста, что делает его безопасным для экологии и здоровья людей.Неоригинальные колодки обычно ставят ради экономии, пытаясь за небольшие деньги найти детали приемлемого качества. Такая экономия может обернуться убытками или трагедией: в случае отрыва фрикционной накладки во время торможения возможен резкий увод автомобиля с траектории.

Другой вариант — применение на “Калине” дорогих колодок от именитых брендов — практикуют любители тюнинга, старающиеся улучшить характеристики своего авто в сравнении с заводскими.

Что нужно, чтобы поменять передние тормозные колодки ЛАДА “Калина”

Для замены колодок не нужна смотровая яма или подъемник. Вот все, что нужно для замены передних колодок на “Калине”:

  • домкрат;
  • баллонный ключ;
  • противооткатные башмаки;
  • ключи на 13 и 17;
  • мощная отвертка или монтировка;
  • шприц или резиновая груша;
  • емкость для тормозной жидкости;
  • тормозная жидкость (может и не понадобиться);
  • комплект новых тормозных колодок ЛАДА “Калина”.

Важно: передние колодки нужно менять только в комплекте, все 4 штуки сразу.

Как поменять передние колодки на “Калине”

Колодки меняются последовательно: сначала с одной стороны, затем с другой. Порядок замены такой:

  • установить авто на ровной площадке с твердым покрытием;
  • открыть капот;
  • спринцовкой или шприцем отобрать немного тормозной жидкости из бачка в подготовленную емкость (в этом есть необходимость, если уровень тормозной жидкости близок к максимуму);
  • подложить под задние колеса противооткатные башмаки;
  • баллонным ключом ослабить болты крепления колеса;
  • подставить домкрат и поднять машину, вывесив переднее колесо;
  • монтировкой или мощной отверткой отжать колодки от тормозного диска, утопив поршень тормозного цилиндра;
  • отверткой отогнуть пластину на направляющей крепления колодок к суппорту;
  • открутить направляющую при помощи ключа на 17, придерживая ее рожковым ключом на 13;
  • откинуть тормозной суппорт;
  • извлечь старые колодки;
  • полностью утопить поршень тормозного цилиндра, используя отвертку или монтировку;
  • используя торцевую отвертку чистим места соприкосновения колодок с суппортами;
  • вставить новые тормозные колодки ЛАДА “Калина”;
  • вернуть суппорт в исходное положение;
  • прикрутить направляющую и загнуть стопорную пластину;
  • установить колесо, закрутить болты крепления;
  • опустить машину и баллонным ключом затянуть колесные болты.

После этого поменять колодки с другой стороны, проверить уровень тормозной жидкости и долить при необходимости. На этом замена передних колодок на “Калине” завершена. Остается несколько раз качнуть педалью тормоза, чтобы колодки встали на место, проверить уровень тормозной жидкости и отправляться в путь.
Чтобы колодки полностью притерлись, нужно проехать с ними примерно 1000 километров.

Источник: https://ladaservice.info/lada-kalina/hodovaya-chast-lada-kalina/zamena-perednih-tormoznyh-kolodok-lada-kalina/

Замена передних и задних тормозных колодок Лады Калины-2 своими руками + видео

как поменять тормозные колодки на калине

На заднюю ось автомобилей «Калина-2» установлены тормоза барабанного типа. Вращение передних колёс, в свою очередь, ограничивают механизмы на основе дисков. В любых комплектациях, кроме «стандартной», используется система ABS. Что накладывает ограничения на выбор задних тормозных колодок: для комплектации «Стандарт» подходит деталь 3502090-01, для всех остальных – 3502090-10. Конструкция передних колодок во всех комплектациях идентична.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отрегулировать педаль газа

Как заменить передние колодки

Известно, что дисковый механизм состоит из тормозного диска и суппорта, а к последнему крепятся колодки, напоминающие по форме плоские пластины. Чтобы выполнить замену колодок, кузов вывешивают на домкрате, снимают колесо, а затем демонтируют крепёж суппорта. Само это крепление состоит из двух винтов «1», но откручивают только один из них (верхний).

Когда производится замена передних тормозных колодок, хоть на Ладе Калине, хоть на любом другом авто, нужно менять весь комплект сразу. Он состоит из четырёх одинаковых деталей. Данное требование нельзя нарушать (меняем только комплект). А иначе, автомобиль будет уходить в занос при каждом торможении.

Последовательность действий по замене у нас «запротоколирована» на фото. Любой фотографии соответствует один из шагов.

Замена передних колодок ВАЗ-2192/2194

В сумме этих шагов получилось пять:

  1. Снимаем колесо так, будто собираемся его менять;
  2. Находим стопорную пластину «2», которая будет загнута, и разгибаем её (используйте пассатижи);
  3. Удерживая деталь «3» ключом на 17, откручиваем винт «1» ключом на 13 (тут хорошо подходит накидная головка);
  4. Вынимаем тормозной шланг из паза;
  5. Откидываем суппорт вверх, чтобы получить доступ к колодкам.

Под автомобиль Лада Калина передние тормозные колодки подобрать легко.

Но если используется тюнинговый комплект, скорее всего, требуется менять и диски. Выполнив замену колодок, суппорт нужно установить на место. Для этого, потребуется надавить на поршень тормозного цилиндра (его нужно утопить внутрь).

Действие перед монтажом суппорта, ВАЗ-2192/2194

Мы использовали импровизированный рычаг из плоской отвёртки. Никто не запрещает, однако, прижимать поршень раздвижной струбциной. Удачной замены!

Важно знать! Когда проводится монтаж тормозных колодок, нельзя нажимать на педаль тормоза. Иначе, поршень может выйти из цилиндра, что приведёт к разгерметизации системы. Сохраняйте осторожность!

Заменив любую деталь, относящуюся к тормозной системе, ей надо дать «приработаться». На педаль тормоза нужно нажать 3-5 раз, и только затем можно выезжать на дорогу. Всё-таки, установить новые колодки – не то же самое, что заменить лампочку. По началу тормоза ощущаются, как малоэффективные, но это ощущение пройдёт после 10-20-ти торможений.

Меняем задние колодки

Замена задних тормозных колодок Лады Калины – операция сложная, и хорошо, что выполнять её рекомендуют каждые 60 000 км (4-е плановое ТО). Принцип действия барабанных тормозов объяснить легко: есть цилиндр, установленный под барабаном, и два поршня, которые давят на колодки. А вот на практике разбирать механизм барабана оказывается сложнее, чем менять колодки дисковых тормозов.

Действия по замене колодок барабанных тормозов, ВАЗ-2192/2194

Прежде всего, потребуется зафиксировать кузов автомобиля на опорной стойке, и только затем можно будет снять заднее колесо. Дальше, последовательность действий выглядит так:

  1. Рукоять «ручника» опускают вниз до упора;
  2. Ключом на 7 (накидным с шестигранной головкой) отворачивают две шпильки, удерживающие барабан;
  3. Тормозной барабан нужно снять: корпус поворачивают, слегка ударяя молотком через брусок в направлении «на себя»;
  4. Снимают верхнюю и нижнюю стяжную пружину, упоры колодок выводят из прорезей поршней;
  5. От каждой из колодок отсоединяют короткие направляющие пружины (всего их будет две);
  6. Колодку, расположенную ближе к передней стороне кузова, демонтируют. Затем, вынимают распорную планку;
  7. Вторая колодка демонтируется вместе с рычажком стояночного тормоза.

Читайте так же:  Работа с BT-телефоном (магнитола «Калина-2» Люкс)

В завершении, колодку и рычажок «ручника» потребуется разъединить (просто удалите крепёжный шплинт). Монтаж производится в обратном порядке. Чтобы быстро закрепить направляющую пружину, в её проушину вставляют провод и тянут его на себя.

Монтаж тормозных колодок в барабаны, ВАЗ-2192/2194

На фото, размещённых в этой главе, показаны детали с заводским номером 3502090-01 («Стандарт»). В более дорогих комплектациях используются колодки 3502090-10, которые имеют прорезь для датчика ABS.

Ознакомьтесь с тем, что у нас сказано в предыдущей главе. Новым колодкам сначала нужно дать «приработаться». Оценить их эффективность можно будет через несколько часов непрерывной эксплуатации.

Рассматривая, как проводить замену салонного фильтра, мы перечисляли изготовителей деталей и различия в обозначениях. В данном случае, детали обозначаются одинаково: 3502090-01 либо 10 (задние колодки). Что касается передних колодок, вариантов будет несколько:

  • 1118-3501080-00 – изготовителем является АвтоВАЗ;
  • 1118-3501080-05 – выпускает ОАО «ТИИР»;
  • 1118-3501080-15 – то же, что «05», но с противоскрипной пластиной;
  • 2192-3501080-19 – то же, что «05», но с противошумным комплексом.

Не ошибитесь с выбором! В крайнем случае, можно обратиться к специалистам, но желательно не к таким, как показано здесь.

Шаги по замене передних колодок на видео

Источник: https://LadaKalina.club/service/menyaem-zadnie-i-perednie-tormoznyie-kolodki-na-kaline-2-samostoyatelno

Как поменять колодки на калине — Авто-мастерская онлайн

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

Главной деталью тормозной системы, без сомнения, следует считать тормозные колодки, так как они прижимаются к тормозному диску, что приводит к возникновению силы трения, в результате чего автомобиль останавливается.

Следствием использования неисправных тормозных колодок является слишком большой тормозной путь, что приводит к большей вероятности возникновения ДТП. Поэтому важно отслеживать состояние тормозных колодок: как передних, так и задних. Далее речь пойдет о том, как заменить тормозные колодки на Лада Калина в домашних условиях.

Стоит отметить, что колодки, которые идут в базовой комплектации автомобиля, не отличаются хорошим качеством, поэтому заменять их придется.

Необходимые инструменты:

  • баллонный ключ;
  • домкрат;
  • плоскогубцы;
  • отвёртка плоского сечения;
  • рожковый ключ на «17»;
  • торцевой ключ на «13»;
  • противооткатные клинья;
  • струбцина (при наличии);
  • тормозные колодки на замену.

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

Заводские колодки Лада Калина принадлежат марке «ТИИР». У них есть металлические вставки. Для замены в этом случае были выбраны колодки Lucas TRW, так как об их работе есть много положительных откликов, и они отличаются хорошим качеством. Кроме того, на упаковке есть пломба с голограммой, что подтверждает серьезность производителя в отношении защиты своих изделий.

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

Алгоритм замены передних тормозных колодок

  1. Сорвать болты крепления, когда автомобиль стоит на ровной поверхности, затянуть ручник, поставить первую скорость.
  2. Поднять на домкрате ту сторону, где собираемся производить замену. Вывесить колесо. Под оставшиеся 3 колеса установить противооткатные клинки (если их нет, подойдут кирпичи или другие бруски).

Стоит ознакомиться:

  1. Поскольку новые тормозные колодки обычно толще старых, лучше шприцом убрать тормозную жидкость до отметки «MIN», иначе она выльется при работе.

Домкрат поставить в гнездо «1» или «2» (как указано на фотографии). Если сделать это по-другому, можно повредить кузов или вовсе перевернуть автомобиль.

Также ознакомьтесь

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

  1. На фотографии можно рассмотреть, как базовыми тормозными колодками стирается диск.

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

  1. Вывернуть руль по максимуму влево.
  2. Поднять суппорт, открутив болт «1». Для этого воспользоваться ключом на «13».

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

  1. Отверткой и плоскогубцами отогнуть стопорную пластину, придерживая с помощью ключа на «17» гайку «2», чтоб избежать прокручивания. Так как старые тормозные колодки стерлись, нужно опустить тормозной поршень, чтоб удалось поставить новые (на фотографии это отмечено красным прямоугольником). Если без специальных инструментов сделать это не получается, стоит воспользоваться струбциной или разводным ключом.

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

Второй вариант: с внутренней стороны оставить только одну колодку. На место, обозначенное на фотографии стрелкой, поставить большую плоскую отвертку. Лучше всего упереть ее поближе к оси, в нерабочую часть диска. Затем, пользуясь отверткой как рычагом, потянуть ее рукоять на себя. Это позволит сместить суппорт к себе и вдавит тормозной поршень внутрь.

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

  1. Поставить новые колодки, опустить суппорт.
  2. Затянуть болт, застопорить предохранительную пластину. Этим удастся избежать самопроизвольного откручивания болта.
  3. Поворачивая руль, поставить колеса прямо.
  4. Вернуть на место колесо, поставить 4 крепежных болта.
  5. Опустить домкрат, дотянуть болты.

Повторить все действия на другом колесе. После этого следует долить ТЖ до отметки «MAX».

Внимание!

Заменять передние тормозные колодки нужно с обеих сторон одновременно, чтоб не возникло неравномерное распределение тормозного усилия на колесах, и автомобиль не уводило в сторону при движении.

После замены колодок они будут притираться к тормозному диску первые 200 километров. В течение этого времени следует избегать резких нажатий на педаль тормоза.

Источник: https://autogearspb.ru/lada/kak-pomenyat-kolodki-na-kaline.html

Замена передних и задних тормозных колодок на Лада Калина своими руками

Тормозные колодки являются наиболее уязвимым элементом тормозной системы Лады Калины. Чтобы автомобиль исправно функционировал, важно поддерживать работоспособность колодок и своевременно выполнять их замену. Подготовив необходимый инструмент и ознакомившись с инструкцией, установить новые задние и передние колодки возможно самостоятельно.

Причины замены тормозных колодок на Ладе Калине

Основные причины замены колодок — естественный износ и преждевременная поломка. Управлять автомобилем со стёртыми или неисправными колодками не допускается, так как это может привести к аварии из-за снижения эффективности торможения. Чтобы выполнить замену колодок вовремя, необходимо обращать внимание на такие симптомы поломки, как увеличение тормозного пути и посторонние звуки при остановке автомобиля (колодки на ВАЗ гремят, шкребут, свистят).

К износу тормозных колодок может привести некачественный состав фрикционных накладок, неисправность рабочих тормозных цилиндров и частое аварийное торможение. Конкретный срок службы колодок зависит от ряда факторов, но по рекомендации автопроизводителей, менять их следует после каждых 10–15 тысяч км пробега.

Менять колодки нужно в паре, даже если истёрлась лишь одна из них

Для замены тормозных колодок своими руками на автомобиле Лада Калина потребуется следующий комплект инструментов:

  • домкрат;
  • отвёртка прямошлицевая;
  • пассатижи;
  • струбцина;
  • ключ рожковый на 17;
  • ключ торцевой на 13;
  • вороток с головкой на 7;
  • противооткатные упоры.

Как заменить задние

Чтобы не допустить ошибок при установке новых задних колодок на Ладу Калину, следует пошагово выполнить ряд действий.

  1. Переключите коробку передач на первую скорость, положите под передние колёса упоры и домкратом поднимите заднюю часть машины.

    Иногда для надёжности под кузов ставят дополнительные упоры

  2. Когда колесо будет приподнято, открутите фиксаторы и снимите его, чтобы получить доступ к барабану.

    Снятое колесо для страховки можно положить под кузов

  3. Используя вороток, открутите все шпильки, удерживающие барабан, после чего снимите его. Для упрощения процесса можно постучать по задней части барабана молотком, чтобы ослабить крепление.

    Используйте деревянную проставку при работе с металлическим молотком, чтобы не повредить барабан. Лучше для этого подходит киянка

  4. Снимите шплинт плоскогубцами, повернув шток по часовой стрелке. Затем извлеките нижнюю пружину, стягивающую колодки и крепёжную короткую пружину из центральной части колодки.

    Лучше, если руки будут защищены перчатками

  5. Не вынимая верхнюю пружину, возьмитесь за центр колодки и отводите её вбок до тех пор, пока размещённая под пружиной пластина не упадёт.

    Отводите колодку в сторону, пока пластина не выпадет

  6. Отсоедините крепёжную пружину, выньте пластину и снимите незафиксированную колодку.

    Будьте внимательны с пружинами: новые в комплекте для замены не идут!

  7. Установите новые колодки и далее следуйте обратному порядку действий.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть приору без ключа

Меняем передние своими руками

Для установки новых передних колодок необходимо руководствоваться следующей инструкцией.

  1. Слегка открутите фиксаторы на колесе, где необходимо выполнить замену. После этого поставьте машину на ручной тормоз, положите под колёса упоры и домкратом поднимите переднюю часть.

    Не у всех есть в наличии такой надёжный домкрат, поэтому используйте для подстраховки упоры и снятые во время замены передние колёса

  2. Выкрутите до конца руль в сторону, с которой требуется снять колесо. Таким образом будет проще получить доступ к барабану.

    Для удобства демонтажа выкрутите руль в сторону

  3. При помощи ключа на 13 полностью открутите фиксаторы на колесе и поднимите тормозной суппорт. Затем, используя пассатижи и отвёртку, отогните пластину, при этом удерживая гайку от случайного проворачивания ключом на 17.

    Отвёртку желательно использовать длинную и толстую

  4. Снимите колодки и надавите струбциной на поршень, чтобы утопить его в суппорте.

    Если не вдавить поршень в суппорт, новые колодки не встанут на место

  5. Проделав вышеописанные действия в обратном порядке, поставьте новые колодки. После завершения работы важно проверить наличие тормозной жидкости и при недостаточном количестве долить её.

Особенности замены на автомобиле с АБС (ABS)

При установке колодок на Ладу Калину с установленной антиблокировочной системой торможения (ABS) важно учитывать несколько нюансов.

  • Прежде чем начать замену, потребуется окрутить датчик ABS, чтобы не повредить его в ходе демонтажа старых колодок. Датчик закреплён на одном винте, который можно открутить только при помощи глубокой звёздочки-головки Е8.
  • Снимая тормозной барабан с крепления, следует проявить аккуратность, так как под ним расположен встроенный диск датчика ABS. Повреждение диска может привести к неисправности системы торможения.

В ходе работы можно столкнуться с проблемами, которые будут препятствовать замене колодок.

Если при снятии барабана он будет надёжно держаться на месте, можно побрызгать вокруг места его размещения средством WD-40 и выждать сколько необходим времени (обычно через 10–15 минут), затем приступить к демонтажу.

Также аэрозоль пригодится для лёгкого снятия колодки с места фиксации. В случае когда не получается установить новую колодку, нужно глубже утопить поршень в цилиндр, пока крепление не будет ослаблено.

Своевременно установив новые колодки на Ладу Калину, вы сможете продлить срок службы тормозной системы. Исправно функционирующие тормоза помогут предотвратить опасные ситуации на дороге и сделают управление автомобилем предельно комфортным.

Источник: https://carnovato.ru/kak-zamenit-tormoznye-kolodki-na-lade-kaline/

Замена передних и задних тормозных колодок на Лада Калина своими руками » АвтоНоватор

Одним из самых главных механизмов автомобиля Лада Калина, стоящих на страже водителя и его спутников, является тормозная система. Она включает в себя достаточно много элементов, от состояния которых напрямую зависит эффективность торможения. В их числе находятся передние тормозные колодки. Передние механизмы имеют дисковую конструкцию. Здесь указанные колодки при нажатии на соответствующую педаль прижимаются к рабочей зоне диска, тем самым обеспечивая эффект торможения колес.

Если возникает неисправность колодок, то пренебрежение их заменой создает весьма высокий риск создания аварийной ситуации. От владельца требуется повышенное внимание к тормозным узлам, что позволит своевременно выявлять изношенные компоненты системы и оперативно производить операции по их замене. Поэтому многих автовладельцев интересует, как поменять колодки.

В нашем сегодняшнем материале мы подробно рассмотрим процесс замены колодок в передних тормозных узлах Лада Калина. Когда эта модель сходит с конвейера ее тормоза обладают колодками, которые по своему ресурсу уступают продуктам известных мировых брендов.

«Проживут» такие расходные компоненты недолго, после чего владелец столкнется с необходимостью правильного выбора.

Эксплуатация показывает, что «родные» передние тормозные колодки в Калине могут с достаточно высокой интенсивностью изнашивать рабочую поверхность диска, вызывая его преждевременный выход из строя.

Замену требуется производить одновременно на обеих сторонах передка. Это позволяет обеспечить устойчивость автомобиля во время процесса торможения.

Особенности конструкции тормозной системы

Устройство тормозной системы Лады Калины практически ни чем не отличается от предыдущих моделей ВАЗа: передние колеса оборудованы дисковыми тормозами, а задние – барабанными. Кстати, сегодня это наиболее распространенная схема распределения тормозного усилия.

Учитывая, что для каждой колесной оси требуется разная эффективность торможения, схема «спереди – диски, сзади – барабаны» работает максимально эффективно и безопасно.

Основными элементами и передних, и задних колодок являются фрикционные накладки, которые, собственно, обеспечивают трение. Каждый из производителей колодок использует собственный «рецепт» изготовления накладок.

В качестве материала для их производства выступает многокомпонентная смесь, в основе которой лежит армирующий элемент, обеспечивающий прочность, стабильность и термостойкость накладок.

Когда нужно менять

Колодки относятся к расходным материалам, и подлежат замене по мере расходования собственного ресурса. Для передних колодок Калины он, обычно, составляет 20-30 тыс. км пробега. Однако это совсем не значит, что в этот период колодки не требуется осматривать, оценивая их состояние.

Для того чтобы быть уверенным в том, что они не подведут вас в нужный момент, рекомендуется производить их диагностику хотя бы дважды в год, при смене шин. Задние колодки, обычно, изнашиваются меньше, и «ходят» в три раза дольше передних.

Для Лады Калины толщина фрикционной накладки для каждой из колодок (независимо задних или передних) должна составлять минимум 1,5 мм. Замерить ее можно при помощи штангенциркуля или обычной линейки. Если вы вдруг обнаружите, что накладка тоньше этого значения, или имеет следы механических повреждений (сколы, трещины, разрывы), поспешите заменить колодки.

Важно: колодки меняются только парами, т.е. на обоих колесах одной оси!

Распространённые проблемы

В ходе работы можно столкнуться с проблемами, которые будут препятствовать замене колодок.

Если при снятии барабана он будет надёжно держаться на месте, можно побрызгать вокруг места его размещения средством WD-40 и выждать сколько необходим времени (обычно через 10–15 минут), затем приступить к демонтажу.

Также аэрозоль пригодится для лёгкого снятия колодки с места фиксации. В случае когда не получается установить новую колодку, нужно глубже утопить поршень в цилиндр, пока крепление не будет ослаблено.

Своевременно установив новые колодки на Ладу Калину, вы сможете продлить срок службы тормозной системы. Исправно функционирующие тормоза помогут предотвратить опасные ситуации на дороге и сделают управление автомобилем предельно комфортным.

Какие выбрать

Сегодня в автомагазинах и на авторынке можно встретить колодки для Калины десятков производителей, часть из которых является либо не сертифицированной продукцией, либо вообще подделкой, сделанной в ближайшей подворотне.

Покупать тормозные колодки лучше в специализированных магазинах, требуя предоставления сертификата качества на покупаемый товар. Что касается производителя, то лучше отдать предпочтение оригинальной запчасти.

Передние ВАЗовские тормозные колодки для Лады Калины имеют каталожный номер 2110-3501080, и стоят в пределах 320-400 рублей. Неплохой альтернативой для них являются аналоги от зарубежных фирм, таких как Pilenga, ABS, Bosch, Ferodo, Master-Sport, Hella, Delphi и другие.

Задние оригинальные колодки для Калины идут под номером 11180-3502090-55. Их стоимость составляет 500-650 рублей.

Comments 20

Первый раз вижу, что б так колодки меняли

Ну ок, поднял себе драйв:)

Зачем крепление скобы отворачивать? там есть два болта, на 13 они вроде или 14, один болт отворачиваешь, и все в сторону убирается

Это инновационнвые методы ремонта.

кстати хороший метод!

Может так стать что один из самых лучших и верных !

Ток торксы имеют свойства там закисать так сильно, что по итогу отламываются(

Выше был сарказм !) Там изначальная сила затяжки этих болтов 15 кгс.м каждого которые ещё и М12х1,25 (плюс закипание этих болтов как ты правильно подметил), против 3.8 кгс.м каждого с резьбой М8 и которые по хорошему должны менятся каждую замену колодок. ))))) Так что это инновации как есть !)

У меня колодки перед. ходят уже больше 60т и сейчас тормозит хорошо и не свистит, брал еще в Украине в 2013г. Буду менять надо фирму запомнить )

Все правильно и красиво, только вот сами колодки кака, тормозов на них толком нету, и диск очень сильно жрут.

Я все время брал Феродо в зеленой упаковке, колодки без асбеста мягкие, диски не жрут не гудят.Единственный минус сильно пылят ну и хватает их на 20-25 тысяч.

Извините’ что вмешиваюсь в чужую беседу. Феродо-Таргет Федерал Могул много-много лет не выпускает. Все, что продается — голимый и небезопасный контрафакт.

Да ладно рассказывать сказки, эти колодки ставятся с завода как первые колодки на Калины, Приоры, Гранты.Завод заведомо берет контрафактную продукцию?

Никогда на ВАЗе не ставили это Только Феродо-Премьер. И то не долго

Еще раз говорю не рассказывайте того чего вы не знаете.

Еще раз говорю не рассказывайте того чего вы не знаете.

Зелёных и красных действительно вроде бы нет www.autodela.ru/main/top/news/Ferodo_new_pack если таковые видите, проверьте на подлинность kontrafakta.net/Ferodo/koodki-diskovye-fdb527.html ну и вообще пишут, что изделия опасные, действительно хотели поставлять на ваз, но ваз от них отказался, как от низкокачественной опасной не тормозящей продукции, инфа отсюда www.tiir.ru/upload/smi_o_nas/avto_r_0116.pdf

Извините’ что вмешиваюсь в чужую беседу. Феродо-Таргет Федерал Могул много-много лет не выпускает. Все, что продается — голимый и небезопасный контрафакт.

Поддерживаю. Феродо-говнго. Ставил один раз и то по пьяни, после родных 25000 проехал.

115 тысяч я откатал на феродо зеленые, и никогда не жалел что их ставил.

Как можно поменять: пример на видео

Источник: https://prometey96.ru/modeli/zamena-zadnih-kolodok-kalina.html

Замена передних тормозных колодок калина — Ремонт автомобиля своими руками

Одним из самых главных механизмов автомобиля Лада Калина, стоящих на страже водителя и его спутников, является тормозная система. Она включает в себя достаточно много элементов, от состояния которых напрямую зависит эффективность торможения. В их числе находятся передние тормозные колодки. Передние механизмы имеют дисковую конструкцию. Здесь указанные колодки при нажатии на соответствующую педаль прижимаются к рабочей зоне диска, тем самым обеспечивая эффект торможения колес.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть уаз патриот без ключа

Если возникает неисправность колодок, то пренебрежение их заменой создает весьма высокий риск создания аварийной ситуации. От владельца требуется повышенное внимание к тормозным узлам, что позволит своевременно выявлять изношенные компоненты системы и оперативно производить операции по их замене. Поэтому многих автовладельцев интересует, как поменять колодки.

В нашем сегодняшнем материале мы подробно рассмотрим процесс замены колодок в передних тормозных узлах Лада Калина. Когда эта модель сходит с конвейера ее тормоза обладают колодками, которые по своему ресурсу уступают продуктам известных мировых брендов.

«Проживут» такие расходные компоненты недолго, после чего владелец столкнется с необходимостью правильного выбора.

Эксплуатация показывает, что «родные» передние тормозные колодки в Калине могут с достаточно высокой интенсивностью изнашивать рабочую поверхность диска, вызывая его преждевременный выход из строя.

Замену требуется производить одновременно на обеих сторонах передка. Это позволяет обеспечить устойчивость автомобиля во время процесса торможения.

Инструменты для замены колодок

Для того, чтобы успешно прошла замена тормозных колодок, владельцу потребуется привлечь к мероприятию такой набор средств и инструментов:

  1. Ключ, позволяющий откручивать крепеж колесных дисков.
  2. Домкрат и противооткатные упоры. Можно вывесить авто с помощью подъемника, но он имеется далеко не всегда.
  3. Пассатижи и плоская отвертка.
  4. Ключ рожкового типа на «13» и головка, размерность которой «17».
  5. Струбцина (рекомендуема).
  6. Шприц.

Замена тормозных колодок не способена отобрать более часа времени при условии наличия у владельца опыта в обслуживании.

Какие колодки выбирать?

Заводские расходные компоненты производства «ТИИР» (видны на фото) обладают металлическими вставками. Преимуществ у них мало, кроме сносной цены, а вот о недостатках мы уже рассказали.

Неплохим вариантом изделий являются колодки от бренда «Lucas TRW». Эти изделия уже испробованы в деле многими владельцами. Отзывы о данном продукте в подавляющем большинстве позитивные. Качественные аспекты также на высоте. Упаковка располагает пломбой, совмещенной с голограммой. Этот маленький нюанс подтверждает подлинность товара и свидетельствует о серьезном подходе указанного производителя к защите своего продукта.

Замена тормозных колодок

  1. Сначала действуем на одной из сторон автомобиля LADA Kalina.
  2. Ослабляем моменты затяжки колеса и вывешиваем соответствующий бок Лада Калина. Подъемный рычаг домкрата устанавливаем в строго отведенное место на кузове дабы избежать риска перекоса или «соскакивания» автомобиля.
  3. Под колеса кормы не забывает установить упоры против скатывания.
  4. Открывает бачок тормозного механизма и шприцем отбираем часть жидкости (до уровня «min»).

    Это необходимо для предотвращения ее пролива из бачка во время принудительного вдавливания поршня внутрь тормозного цилиндра, чтобы новые колодки (они толще) встали в суппорт.

  5. На фото отчетливо видны повреждения диска, оставленные штатными колодками. Это хорошее подтверждение наших слов.
  6. Для удобства выворачиваем руль на максимум в соответствующую сторону.
  7. Отвинчиваем болт «1» (применяем указанный ключ на «13») и поднимаем скобу суппорта.
  8. Вооружаемся плоскогубцами в паре с отверткой. Они нужны для отжима стопорной пластины. При этом гайка «2» должна удерживаться от проворачивания ключом 17-го размера.
  9. Извлекаем старые расходники.
  10. Перед установкой новых колодок «задавливаем» поршень внутрь цилиндра, освобождая тем самым место в суппорте. Для этого пользуемся струбциной, а в ее отсутствие разводным ключом.
  11. Вставляем новые изделия в скобу суппорта и опускаем ее.
  12. Затягиваем болт с потребным моментом. Возвращаем на место пластину.
  13. Устанавливаем колесо, но его крепеж не затягиваем на полный момент.
  14. Опускаем сторону авто Лада Калина и теперь приступаем к затяжке колесного крепежа.
  15. Перемещаемся к другой стороне автомобиля и проделываем все указанные здесь манипуляции.
  16. Доливаем жидкость в бачок, добиваясь достижения уровнем отметки «max».

Замена тормозных колодок завершена.

Теперь вы знаете как поменять колодки самостоятельно пошагово.

Как натянуть ремень генератора Калина

Замена отопителя Лада Калина

Ближний свет Лада Калина

В завершении о важном

Замену колодок на LADA Kalina следует выполнять только комплектно. Такое действие позволяет избежать некорректного перераспределения тормозных усилий между колесными узлами, иначе может произойти увод авто с траектории.

Сразу после процедуры замены колодки не будут обладать достаточной эффективностью, ведь для оптимальной притирки к поверхности диска им требуется некоторое время.

Также поначалу (около 200 км пути) избегайте резких торможений чтобы не вызвать задиры на рабочей зоне диска.

Теперь мы убедились, что заменить колодки в Лада Калина весьма несложно. На это может отважиться даже малоопытный владелец, которому потребуется указанный нами инструмент.

Не рекомендуем экономить на безопасности и приобретать колодки для LADA Kalina сомнительного происхождения. Доверяйте только проверенным брендам.

Источник: https://avto-voshod.ru/vaz/zamena-perednih-tormoznyh-kolodok-kalina.html

Замена тормозных колодок на Калине

Тормозные колодки являются одним из самых важных элементов тормозной системы любого автомобиля. Именно благодаря им и происходит процесс торможения колес.

Прижимаясь к поверхности тормозного диска или барабана, колодки заставляют их прекращать вращение за счет трения, возникающего между ними.

Во время торможения они испытывают высокие механические и температурные нагрузки, поэтому им нужна своевременная диагностика и замена.

Замена передних колодок

Замена тормозных колодок на Ладе Калине не относится к разряду сложных операций, и может быть произведена собственными силами. Для того чтобы заменить их в условиях собственного гаража, потребуется кое-что из инструментов, а именно:

  • баллонный ключ;
  • домкрат;
  • шлицевая отвертка;
  • рожковой или накидной ключ на 13;
  • рожковой ключ на 17;
  • плоскогубцы;
  • жидкость для удаления ржавчины типа WD-40.

Перед началом работ установите автомобиль на ровной площадке и зафиксируйте задние колеса при помощи «башмаков» или обычных кирпичей. Если накладки сильно изношены, а уровень тормозной жидкости в бачке максимальный, ее потребуется отобрать при помощи шприца до метки, показывающей половину уровня.

Это необходимо для того, чтобы снизить давление жидкости, когда вы будете утапливать поршень тормозного цилиндра для снятия колодок. Далее алгоритм следующий:

  1. Баллонным ключом отпустите болты крепления колеса, на котором планируется замена колодок.
  2. При помощи домкрата поднимите кузов автомобиля с нужной стороны.
  3. Открутите полностью болты крепления и снимите колесо.
  4. Выверните руль в сторону демонтированного колеса.
  5. С обратной стороны суппорта находим болт на 13, застопоренный загнутой металлической пластиной. Отгибаем пластину при помощи шлицевой отвертки и плоскогубцев, после чего накидываем ключ на болт.
  6. Рожковым ключом на 17 фиксируем гайку болта, а ключом на 13 полностью откручиваем крепление суппорта. Если гайка прикипела, обрабатываем соединение жидкостью для удаления ржавчины, и даем ей время проникнуть к резьбе. Выждав 15-20 минут, откручиваем болт крепления суппорта.
  7. Не открывая суппорта, нажимаем на тормозной поршень той же отверткой или плоскогубцами, утапливая его.
  8. Открываем суппорт, извлекаем старые тормозные колодки.
  9. Чтобы тормозной цилиндр не мешал, полностью утапливаем его в цилиндр.
  10. Устанавливаем новые колодки на место старых.
  11. Закрываем суппорт, закручиваем болт и не забываем зафиксировать его, загнув угол металлической пластины.
  12. Выворачиваем руль, выставляя колеса прямо.
  13. Прикручиваем колесо, не затягивая его болты.
  14. Опускаем кузов при помощи домкрата, затягиваем болты фиксации колеса.
  15. Аналогичную операцию повторяем для второго колеса.
  16. Не забываем долить тормозную жидкость в бачок.

Заключение

Осуществив замену тормозных колодок, не спешите выезжать. Для начала проверьте работу тормозной системы. Для этого запустите двигатель и несколько раз нажмите на педаль тормоза. После замены колодок, особенно, если с бачка отбиралась тормозная жидкость, возможно, что педаль несколько раз провалится, но после она должна работать в нормальном режиме.

Нажмите педаль 3-4 раза, и если вы почувствуете, что при ее нажатии чувствуется определенное сопротивление, можно выезжать и проверять результаты своей работы. Следует учесть, что с новыми колодками торможение будет более резким, поэтому к педали придется еще привыкнуть.

Источник: http://mylada.net/remont/lada-kalina/zamena-tormoznyx-kolodok.html

Алгоритм замены передних тормозных колодок Лада Калина в домашних условиях

Замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками

Главной деталью тормозной системы, без сомнения, следует считать тормозные колодки, так как они прижимаются к тормозному диску, что приводит к возникновению силы трения, в результате чего автомобиль останавливается.

Следствием использования неисправных тормозных колодок является слишком большой тормозной путь, что приводит к большей вероятности возникновения ДТП. Поэтому важно отслеживать состояние тормозных колодок: как передних, так и задних. Далее речь пойдет о том, как заменить тормозные колодки на Лада Калина в домашних условиях.

Стоит отметить, что колодки, которые идут в базовой комплектации автомобиля, не отличаются хорошим качеством, поэтому заменять их придется.

Как поменять тормозные колодки на калине — Эксперт по автомобилям

Тормозная система — играет важную роль в повседневной жизни автомобилиста, от ее исправности зависит безопасность, а нередко и человеческая жизнь. Одним из главнейших элементов тормозной системы являются тормозные колодки, именно они прижимаясь к тормозному диску, используя силу трения, останавливают ваш автомобиль.

Неисправные тормозные колодки — это огромный риск, увеличенный тормозной путь, а также повышенная вероятность столкновения и ДТП. Для того, чтобы не стать главным героем сводки чрезвычайных событий, необходимо регулярно следить за состоянием передних и задних тормозных колодок. Сегодня, я расскажу о том, как заменить тормозные колодки своими руками на Лада Калина в случае их выхода из строя.

Некоторые автомобилисты шутят по этому поводу, по их мнению, первым, что необходимо сделать после покупки Лада Калина — это заменить передние тормозные колодки и только потом приступать к использованию этого автомобиля. Доля правды в этих словах безусловно имеется, «родные» колодки Калины действительно оставляют желать лучшего. Кроме того, бытует мнение, что они порядком «едят» тормозной диск, так что как не крути, а замена передних тормозных колодок — обязательное мероприятие.

Для ремонта, вам необходимо иметь следующий набор инструментов:

  1. Баллонный ключ;
  2. Домкрат;
  3. Плоскогубцы;
  4. Плоская отвертка;
  5. Рожковый ключ на «17» и торцевой на «13»;
  6. Противооткатные клинки и несколько кирпичей;
  7. Струбцина (желательно);
  8. Ну и, конечно же, новые тормозные колодки на Лада Калина и примерно от 40-60 минут свободного времени, здесь, правда, «как пойдет», все зависит от мастерства и везения.

Заводские колодки Лада Калина — это изделия марки «ТИИР», на фото хорошо видно, что колодки имеют металлические вставки. Для замены я выбрал колодки марки Lucas TRW, свой выбор мог объяснить огромным количеством позитивных отзывов и высоким качеством этих колодок.

На упаковке имеется пломба с голограммой, которая еще раз подтверждает, качество и серьезный подход производителя к защите своих изделий.

Итак, замена передних тормозных колодок Лада Калина своими руками — поехали

1. Первым делом снимите колесо, о том как это сделать рассказывать не буду, поскольку это и так всем известно. В общем «сорвите» болты крепления пока машина стоит на земле, затяните ручник и включите первую скорость.

Источник: https://avtograf70.ru/obsluzhivanie/kak-pomenyat-tormoznye-kolodki-na-kaline.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автолюбитель
Почему не горит задний ход

Закрыть